Детская творческая студия "КалякиМаляки.Ру" он-лайн


Главная | О нас


Очумелые ручки

Учимся создавать монотипии


Монотипия (от греческого «monos» - один, единый и «tupos» - отпечаток) - одна из простейших графических техник, истоки которой восходят к 17 столетию. Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на другую поверхность (на станке) или на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно. Далее полученные цветные или монохромные кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали.

Сегодня монотипия является не только инструментом творчества, но так же педагогики и психологии, поскольку занятия подобным творчеством развивают детскую фантазию и пространственное мышление. Эта техника будет полезна для всей семьи – детям очень понравится работать с переливами цветов и угадывать, что получилось, - ну а взрослых она не может не очаровать своим многообразием, и заодно поможет лучше узнать себя.

Техника создания




Монотипия в плане техники очень проста, и её могут освоить даже дети дошкольного возраста – главное тут разбудить воображение ребёнка и обратить рисование в занимательную игру. При этом можно чередовать два задания: угадать, на что похожа клякса, и дорисовать недостающие детали (уши и хобот слона, молнии и дождь из тучи, кроны деревьев и многое другое), или сделать так, чтобы получилось что-то предсказуемое (к примеру, сложенный пополам лист из двух вертикальных пятен зеркально преобразует целую бабочку). И простор для деятельности ни чем не ограничен – потому как на самом деле трудно предугадать, что получится в результате: жёлтый лес или банановая гроздь, радуга или перепутанный клубок разноцветных ниток. Другими словами, всё как в песне: «сделать хотел грозу, а получил козу»…

Для работы стоит вооружиться красками (какими именно – поговорим далее) и гладкими поверхностями – это может быть водостойкая глянцевая бумага, или стекло (зеркальце) плюс обычная альбомная бумага. Рисунок наносится на стекло или одну половину глянцевой бумаги. Затем стекло прижимается к «мольберту», либо лист бумаги складывается пополам и плотно придавливается к поверхности. Скоро на бумаге расцветут причудливые узоры, которым сначала нужно дать немного подсохнуть (иначе, понятное дело, размажутся). Вы тем временем можете обсудить с нетерпеливым чадом, в кого будете превращать кляксу – в букет цветов или какого-нибудь зелёного гуся (если форма похожа, на цвет можно и закрыть глаза).

Контролировать процесс создания монотипий можно, но довольно условно. Всё, что подвластно здесь художнику – это выбор цвета, густоты разведения (и типа) краски, а так же время создания оттиска – можно прижимать рисунок надолго, а можно сразу убирать. Если родители надумают заняться этим сами - на более серьёзном уровне, им стоит знать, что профессиональная монотипия предполагает эффект лессировки. Слово происходит от немецкого «глазурь», и обозначает технику нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета – это позволяет получить глубокие переливчатые цвета, как на картинах Леонардо да Винчи.

Какие использовать краски?




Акварель – хорошо подходит для детского творчества (легко смывается!) Если класть краску густо, без белых пробелов на акварельную бумагу, получается очень любопытно.

Гуашь – тоже неплохой вариант. Она даёт очень красивые разводы и практически непрозрачна. Но у неё есть особенность: высыхая, она становится блёклой и непрезентабельной. Это происходит из-за того, что в основе гуаши лежит мел. Однако ситуацию можно исправить, разбавив нужное количество краски в отдельной ёмкости обычным молоком. В результате рисунки становятся «бархатными», без полутонов. А ещё жир, содержащийся в молоке, делает готовые рисунки практически водостойкими – нечаянные брызги воды не испортят «шедевр».

Тушь – только для умелых рук, которые знают, что делают. Серо-чёрные пятна с блёклыми разводами могут быть интересны художнику, но детям – вряд ли.

Масляные краски - оптимальный вариант для профессионалов. Но такое занятие явно не для детей – ведь стекло нужно будет предварительно мазать машинным маслом. Зато художникам эти краски позволяют делать несколько оттисков за один раз (все они тоже совершенно разные), и печатать даже на холсте.

Акрил – тоже материал «для взрослых». Он очень быстро сохнет, и при экспериментах с ним нужна «рабочая» одежда.

Монотипия в изобразительном искусстве




Изобретение техники монотипии приписывается Джованни Кастильоне (1607-1665), итальянскому художнику и гравёру. Правда, его монотипии смутно напоминали работы следующего поколения художников, но именно он догадался соединить кустарный труд со станком. Наиболее известными старыми мастерами этого направления считаются Уильям Блейк (1757—1828) и Эдгар Дега (1834—1917), ну а сегодня не пробовали себя в монотипии только ленивые. Кстати, на рубеже тысячелетий была установлена фрактальная природа многих монотипий, и в связи с этим в 2000 году ввели термин «фрактальная монотипия». Что это значит? На самом деле всё просто: примерно через минуту после создания оттиска в кляксе часто появляются дендритные образования (проще говоря, рисунок в виде дерева, которое бесконечно и пропорционально разветвляется). Это происходит из-за самоорганизации в пленке жидкости между поверхностью и бумагой. Фрактальные монотипии относят к классу стохастических фракталов, которые получены естественным способом – их так же окрестили «стохатипиями».

Монотипия в психологии




Яркий пример монотипий – пятна Роршаха, известный психодиагностический тест для исследования личности. Он был создан швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом в 1921 году, и состоит из десяти цветных и чёрно-белых монотипий. Человеку предлагают взглянуть на чернильные кляксы и по-своему их интерпретировать. В этом тесте не существует неправильных ответов – но на основе ответов психолог может довольно точно представить себе особенности душевной организации испытуемого. Изображённые на карточках фигуры на самом деле не отображают ничего конкретного – они лишь служат стимулами для свободных ассоциаций, то есть первых слов, идей или образов, которые приходят в голову. Вообще трактование теста довольно объёмное, но есть несколько простых де-факто. Например, если человек видит в бесформенной чернильной кляксе «правильную», симметричную фигуру – он умеет держать себя в руках, реально смотрит на вещи, правильно оценивает ситуации, и потому знаком с самокритикой. Хорошим знаком так же является видение в статичных кляксах неких динамичных событий, (например, бабочка летит, птицы разговаривают, женщины стирают бельё и так далее). Это означает, что человек обладает развитым воображением и непосредственностью. Ассоциации, вызванные этими пятнами красок, могут раскрыть глубоко скрытые желания человека - или глубинные фобии, которые являются причиной длительных неразрешимых личностных конфликтов. Если никогда не проходили этот тест – полюбопытствуйте!






Edwin, Киев

Смотри также:
Тест-рисунок Моя семья
Особенности воспитания малыша 1 года
Как не вырастить лентяя?
Письмо от Билла Гейтса
Цветик - семицветик. День рождения Девочки Саши - 4 года.
Конкурсы и игры для детских праздников
Ох уж эти детки. О детском непослушании.
Дети у телевизора. Нужно ли и можно ли детям смотреть современные мультфильмы?
Обучение в семье как альтернатива школьному образованию
Выбираем детский сад


Комментарии к статье Учимся создавать монотипии


комментариев: 14

не представился 2017-05-31 19:30:55 пишет:
Первый случай, когда автор подстраивается под работу, а не работа под автора... )))

Кира 2017-05-03 19:50:26 пишет:
вау мы тоже в школе рисовали очень классно

не представился 2016-08-23 11:26:47 пишет:
355

Маргарита Шестопалова 2016-07-13 18:01:07 пишет:
Ошибки исправлены, спасибо за замечание!

валентина 2016-03-29 11:34:14 пишет:
очень много в тексте грамматических ошибок

Julia Latte 2016-03-28 17:39:06 пишет:
Рада поделиться своим вариантом кофейной монотипии https://www.youtube.com/watch?v=rGCn_RE03bA

Инна Каминская 2016-02-07 12:46:13 пишет:
***ня бесит уже

валя бровко 2016-02-07 12:44:50 пишет:
тьтио

караульных Матвей 2015-12-20 09:34:54 пишет:
Равно

Анна 2015-12-11 15:03:51 пишет:
Огромное спасибо. Эта статья помогла мне при написании курсовой работы

не представился 2015-09-04 19:45:12 пишет:
Очень хочется испытать на практике

галина 2013-06-17 19:26:24 пишет:
спасибо, очень интересно и полезно.

не представился 2013-01-25 08:19:03 пишет:
класс, мне нравится эта техника

не представился 2011-10-14 20:27:05 пишет:
очень красиво

Добавьте комментарий:
Автор:

Комментарий:

Пожалуйста, введите символы с картинки:



 




Комментарии:

  Статья Сценарий праздника по мотивам серии Гарри Поттер:
Анастасия Абрамова : Здравствуйте! Откройте, пожалу...
Статья Как пылесос вредит здоровью?:
Магомед, который идет к горе : Встроенный пылесос решает все ...
Статья Опасные цветочные ароматы:
ЛолаЛола : то, что цветы сильно пахнут , ...
Статья Сценарий праздника по мотивам серии Гарри Поттер:
Женя : Светлана, напишите мне на почт...
Гостевая книга:
Рыбников Александр : Уважаемые коллеги, обратите Ва...
Статья Сценарий праздника по мотивам серии Гарри Поттер:
Дарья : Здравствуйте, если можно, напи...
Статья Как пылесос вредит здоровью?:
Анастасия : Помимо мешка, в пылесосе есть ...
Статья Сценарий праздника по мотивам серии Гарри Поттер:
Александра : Добрый день. Откройте, пожалуй...
Статья Аудиокниги для детей: о плюсах и минусах:
Вера : я считаю, что аудиокнига детск...







© 2009-2010 www.KalyakiMalyaki.ru

Главная | Авторам